Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель: познакомить с некоторыми страницами биографии поэта, формировать у детей умения выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок, расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас; развивать навыки выразительного чтения, воображение, образное мышление, связную речь учащихся, воспитывать чувство справедливости.

Оборудование: портрет А.Пушкина, иллюстрации, мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке», памятки со словами и крылатыми выражениями.

 

Ход урока

I.                  Организация класса.

- Доброе утро. Мы начинаем урок чтения.

 

II.               Мотивация учебной деятельности

- К нам приходят пушкинские сказки

Яркие и добрые, как сны

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Убегаем в буйство ярких красок

В торжество добра над темным злом

Убегаем в пушкинские сказки

Чтоб добрей  и лучше стать потом…

- Дети, как вы думаете, почему я начала урок этими словами?

 

III.           Проверка домашнего задания

1. Беседа

- Давайте вспомним, что такое сказка?

Сказка – это интересное произведение с выдуманным, иногда фантастическим сюжетом.

- Какие бывают сказки: (авторские и народные)

- К какому виду мы отнесем «Сказку о рыбаке и рыбке»? (авторская)

- Почему?

- Какое домашнее задание вы выполняли? (выразительно читать «Сказку о рыбаке и рыбке» и работать с памяткой)

- Но кроме этого общего домашнего задания учащиеся Новицкая Д. и Реплянчук В. занимались дополнительной поисковой работой. Им нужно было узнать интересные факты из жизни Александра Сергеевича Пушкина, с творчеством которого мы познакомились на прошлом уроке.

Как они справились с заданием, мы сейчас увидим.

2. Сообщение учащихся.

1 уч. – Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Родился А.С.Пушкин в городе Москве. С раннего детства был окружен заботой  вниманием своих родителей. Его отец, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку.

Мать поэта, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была остроумна, хороша собой, любила светскую жизнь, блистала на балах, любила развлечения.

Отец разрешал пользоваться своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитывал их великое множество. Книги были его верными друзьями.

- Молодец, Вадим, у тебя была очень познавательная и интересная информация.

Оценка – «12».

2 уч. – Воспитание, которое получил дома маленький Саша, было саамы обычным: обязательный французский язык, на котором вообще велись все разговоры в семье.

Русский язык Пушкин усваивал из разговоров своей бабушки, Марьи Алексеевны и от няни, Арины Родионовны.

Арина Родионовна – простая сельская женщина, которая любила его как родного сына. Она знала множество народных сказок и часто рассказывала их маленькому Саше.

А.С.Пушкин на всю жизнь запомнил и полюбил эти сказки. А когда вырос и стал поэтом, то пересказал их по-своему, в стихах.

Самые известные и любимые детьми – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне» (обращается к выставке книг).

- Молодец! Оценка «12».

3. Дидактическая игра «Узнай слово по его значению».

- Дома вы также работали с памяткой (показываю), где записаны устаревшие слова, которые встречаются в тексте. И сейчас с помощью игры я проверю, хорошо ли вы запомнили их значение. Я называю характеристику слова, а вы его угадываете.

Игра

1.                    Старинная женская одежда в виде короткой теплой кофты без рукавов (душегрейка).

2.                    Пряник с отпечатанными рисунками или буквами (пряник печатный).

3.                    Богатые, знатные люди, которые служили царю (бояре).

4.                    Старинный праздничный головной убор замужней женщины, который полностью скрывал волосы (кичка).

5.                    Небольшая светлая комната в верхней части дома (светёлка).

6.                    Несмышленый, глуповатый человек (простофиля).

7.                    Прядь волос, спадающая на лоб, чуб (чупрун).

4. Словарная работа

- Молодцы, вы хорошо подготовились. А сейчас я вам беду показывать устаревшие слова, которые встречаются в тексте, ваше задание – объяснить их значение или подобрать синоним.

Невод – большая рыболовная сеть

Пуще – сильнее

Землянка – выкопанное в земле жилище

Откуп – плата, которой откупаются, выкуп.

Очи – глаза.

ИТОГ!

5. Подготовка речевого аппарата

- Ребята, перед выразительным чтением домашнего отрывка давайте выполним подготовительные упражнения. Читаем «эхом»

рыба

рыбка

рыбный

рыбачим

рыболовный

- Хорошо, а теперь поработаем над расширением угла зрения – читаем быстро

ста                               ру                                            ха

за                                 ки                                            нул

ры                               ба                                            чил

се                                 го                                            дня

ко                                ры                                           то

вы                                про                                          си

све                               тёл                                           ка

во                                ро                                            тись

- Читаем на одном дыхании

рыб-

кич-                             ка

слег-

землян-

- Читаем с вопросительной интонацией

- Радостно

- Грустно

6. Выразительное чтение (с. 37-40)

- Мы уже готовы перейти к выразительному чтению, которое вы готовили дома.

1 ч. – нач. ч. Сергеева Л., Раковская Л.

2 ч. – «Цепочка»

3 ч. – «Бипарное»

4 ч. – «Дикторское»

Оценки!

ИТОГ! – Я вижу, что вы хорошо подготовились и это поможет вам при дальнейшей работе с текстом.

 

IV.           Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы будем читать сказку в лицах, пересказывать эпизоды, работать с иллюстрациями и видеоматериалом, а также составлять характеристики главных персонажей.

 

V. Работа над текстом.

1. Беседа + выборочное чтение

- Для начала я предлагаю ответить на вопросы по содержанию текста. Отвечать можно своими словами или цитатами из сказки.

- Где жил старик со старухой?

- Чем занимались главные герои?

- Какое великое чудо произошло со стариком?

- О чем попросила старика рыбка?

Зачитайте!

- Что почувствовал старик, когда рыбка с ним стала разговаривать? (испугался, удивился)

- Почему? Зачитайте!

- Как поступил старик с рыбкой?

- Обрадовалась ли старуха этому поступку?

- Прочитайте, как она бранит мужа.

- Как эти слова ее характеризует? (грубая, злая, требовательная).

2. Чтение в лицах

- Сейчас я предлагаю почитать в лицах отрывок, в котором говорится о третьем походе старика к морю.

- Пробегите глазками по отрывку и скажите, сколько действующих лиц нам нужно? (4 чел. – автор, рыбка, старик, старуха).

- Каким голосом должен читать автор? (спокойный, выразительно, ровно).

- Какие нотки мы можем услышать в голосе рыбки (вежливость, волшебство, ласку, доброту).

- Подберите интонацию к голосу старухи (грубая, злая, крик).

- А как будет говорить старик? (слаженно, спокойно, с просьбой).

В роли рыбки – Лопатнева

старик – Годун

старуха – Агеенко

автор – Старовойтов

3. Беседа

- Как меняется море, когда старик приходит к нему? Зачитайте.

- Изменилось ли настроение старухи? Как?

4. Просмотр видеоматериала

Физкультминутка (Лопатнева)

Рыбки плавают в пруду

И играют в чехарду

Теплым днем резвятся

Дружно веселятся

Ловят солнца лучики

От весны в них ключики

Чешуя блестит как искры

Плавники взлетают быстро

Влево, вправо, вниз и вверх

На пруду беззвучный смех.

- Наша история на этом не закончилась. Просмотрите отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» так, чтобы смогли его пересказать своими словами.

- Кем же на этот раз хочет быть старуха? (столбовая дворянка) Пересказ.

- Дети, а кто из вас прочитал сказку до конца?

- Расскажите кратко какие события происходили дальше? (до вольная царица).

- Дети, сейчас мы сказку дочитаем до конца. Возьмите листики с отрывком текста.

Начинаем. 1) жужжащее чтение; 2) чтение молча.

- Чем же закончилась сказка?

- Прочитайте последние 4 строчки.

- Как вы их понимаете?

- Чему учит нас эта сказка?

- Именно А.С.Пушкину принадлежат знаменитые слова «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».

- Какой же урок вы отметили для себя?

 

VI. Закрепление знаний.

1.     Работа в парах 1) иллюстрации, 2) характеристики

2.     Работа с карточками

3.     Беседа.

- Выберите из данного ряда слов и предложений те, которые старуха говорила о старике и старик о старухе. Распределите их в правильную колонку.

- Судя по тем словам, которые старик говорит о старухе, какой она была? (вредная, жадная, сварливая, грубая, глупая, требовательная, корыстная, злая).

- Каким, по словам старухи, был старик? Это говорит о нем как о глупом, простоватом человеке? (бедном, безотказном, послушным, ласковым, вежливым, добрым).

- Можно ли считать старика положительным героем? (нет, он выполняет все приказы старухи, и тем самым провоцирует ее на большее зло).

- Кого в сказке можно назвать  главными персонажами? (старика, старуху, рыбку).

- Почему же тогда сказка называется «О рыбаке и рыбке»? (Потому что жадным и корыстным нет места в названии сказки).

- Какой можно назвать рыбку?

- Чему учит эта сказка?

 

Итог урока

Шелестят волшебные странички

Все быстрей нам хочется узнать

Вздрагивают детские ресницы

Верят в чудо детские глаза

Даже если мы уже не дети

В 20, 30 лет и в 45

Убегаем мы порою в детство

Убегаем к Пушкину опять.

 

Конспект урока
Конспект урока о Пушкине.doc
Microsoft Word Document 47.5 KB
Текст сказки
Тест Сказка о рыбаке и рыбке.doc
Microsoft Word Document 30.0 KB
Игра для урока
Игра Сказка о рыбаке и рыбке1.doc
Microsoft Word Document 25.0 KB
Викторина для урока
Викторина Сказка о рыбаке и рыбке.doc
Microsoft Word Document 20.5 KB