Мастер-класс

 «Задачи на разрезание на клетчатой бумаге»

 

 

В каждом ребенке от природы заложено стремление к знаниям. Но трудности, возникающие при обучении, часто сводят эти желания только к намерениям, а не к весомым результатам.

Задачи курса «Логика» должны не только развивать в младших школьниках наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление, но и активизировать творческое мышление.

Именно активизация творческого мышления поможет нам справиться с последующими практическими заданиями, которые я предлагаю вам провести в форме деловой игры.

Для работы нам нужно объединиться в группы. Лучше всего объединиться в группу учителям, которые работают в одной параллели.

(Объединяются в группы)

 

Цель нашей работы:

- увидеть результаты своих действий;

- сравнить их с результатами других участников;

- в случаях необходимости скорректировать свое решение.

 

1. Задание

Теоретически мы повторим виды логических задач, теперь попробуем их решить практически.

Итак, 1 задание

- Каждая группа решает свою логическую задачу;

- Решение нужно спроектировать на лист бумаги;

- После чего участник группы представляет проект и решение задачи

(время – 10 минут) (Задачи 1, 3, 4, 5)

 

Задача № 1

     : 2          * 5         - 13           : 2

 

10        5             25           12              6

 

      * 2         : 5          + 13          * 2

 

 

Задача № 2

 

8,   6,   9  (ни одной)

0 + 0 +0

 

 

 

Задача № 3

 

 

Красный                Зеленый              Красный или синий

 

синий                     красный              зеленый

 

 

Задача № 4

 

1) 2 + 3 + 4 = 9 (собрали)

 

2) 27 : 9 = 3 (ор.) – за 1 гриб

 

3 * 2 = 6  - І       3 * 3 = 9 – ІІ           3 * 4 = 12 – ІІІ

 

Задача № 5

1 кувшин = 1 чашка + 7 шариков

4 чашки + 1 кувшин = 5 чашек и 7 шариков

Значит 5 чашей весят столько, сколько 10 шариков

1 чашка – как 2 шарика

1 кувшин – 2 + 7 = 9 (шариков)

 

Презентация групп

Вывод

 

Задания № 2

Одной из важнейших целей курса «Логика» является развитие образного мышления и пространственного воображения учащихся. Эта цель в большей степени реализуется во время изучения геометрического материала.

К сожалению, во время практической работы с геометрическими фигурами мы больше внимания уделяем усвоению учащимися определенных графических знаний и умений, рациональному решению геометрических задач, что, безусловно, имеет большое значение во время изучения школьного курса геометрии.

- Но при таком подходе представление детей о геометрических фигурах не будет достаточно крепким, а мышление – логическим.

- Этот недостаток мы можем устранить на уроках «Логики», проявив свой творческий подход к изучению данной темы.

- Эффективным способом является решение специальных заданий на развитие проблемного, визуального и комбинаторного мышления. Одним из таких заданий есть задачи на разрезание.

Мотивировать учащихся можно с помощью короткой исторической справки.

 

 

 

Историческая справка

- Все мы знаем детскую игру «Тетрис». Представьте себе, что эта игра, а именно фигурки, состоящие из четырех квадратиков, есть и чем иным как одним из способов решения задачи на разрезание на клетчатой бумаге.

Сам термин ввел американский математик Соломон Голомб – создатель многочисленных геометрических головоломок.

К ним относятся – домино, тримино, тетрамино, пентамино.

Суть игры в том, чтобы из фигурок разной формы, но состоящих непременно из определенного количества квадратиков, собирать заданные сюжеты или геометрические фигуры.

Так домино – фигура из 2 квадратиков, тримино – 3, тетрамино – 4, пентамино – 5.

Практическая работа

- Пришло время заняться решением задач на разрезание

- Перед вами квадрат. Вспомним его особенности (4 вершины, 4 стороны, 4 угла)

- Этот квадрат, кроме всего прочего, состоит из 16 клеток.

- Разделите этот квадрат прямой на 2 равные фигуры так, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток.

- Как можно проверить, что эти фигуры равны? (наложить друг на дружку, количество клеток на правой и левой стороне должно совпадать, раскрасить половины фигуры разным цветом).

- Сейчас попробуем решить эту задачу другим способом – с помощью ломаной.

2 способ (начерти)

- Найдите центр квадрата, отметьте его

- Чтобы правильно решить задачу, нужно проводить ломаную симметрично центру квадрата. Чтобы не сделать ошибку это нужно делать  зеркально с двух концов

Например: (показываю)

- Попробуйте решить эту задачу на квадрате побольше.

П.р.: Квадрат 6 х 6 разграфлен на 36 квадратиков. Пользуясь алгоритмом, найдите 6  способов разрезания этого квадрата на 2 равные части.

Ізад. – Члены каждой группы работают индивидуально, проверяют равны ли фигуры способом разрезания.

- Представители от групп записывают свои решения на доске.

- Способы решения не должны повторяться.

ІІ зад. Работа в парах.

- Сейчас я предлагаю вам сыграть в «Пентамино», то есть сложить квадрат из пятиклеточных фигур. У каждого есть конверт с элементами игры. Разложите их и сложите в квадрат.

Подсказка: квадрат 5 х 5.

ІІІ зад. Самостоятельно составить «Пентамино» для команды – соперника.

- Такие задания способствуют умственной и поисково-исследовательской деятельности. К тому же такого вида задачи очень нравятся детям.

Конспект урока
Логика конспект урока.doc
Microsoft Word Document 546.0 KB
Презентация
мастер-класс.pptx
Microsoft Power Point Presentation 3.4 MB